Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом…
как если бы от этого зависела Ваша жизнь.
Л.Кьюби.
Проблема адаптации первоклассников к школе является актуальной как для родителей,
так и для всей системы образования. Приходя в школу, попадая в новую для
себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. И учитель, и
воспитатель, а также родители заинтересованы в том, чтобы первоклассники
как можно быстрее и успешнее вошли в школьную жизнь.
Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада. Там были
игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница.
Там нынешние первоклассники были самыми старшими детьми! В школе все по-другому:
здесь - работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований.
Для того, чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время.
Очень сложным для первоклассников является период адаптации к школе, он
длится от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных
особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных
программ, степени подготовленности ребенка к школе.
Адаптация - привыкание, “вписывание” ребенка в какую – то среду.
Для успешной адаптации первоклассников очень важна мотивация учения. На
первом году она в основном обеспечивается взрослыми. От того, как они реагируют
на попытки малышей освоить или узнать что-то новое, во многом зависит, захотят
ли первоклассники учиться. Для развития учебной мотивации важно, чтобы первые
шаги ребенка в школе встречали заинтересованность и понимание со стороны
взрослых. Давайте попробуем дать друг другу родительский совет по развитию
интереса и желания к учению.
Совет первый: самое главное, что вы можете подарить своему
ребенку, — это ваше внимание.
Совет второй: ваше положительное отношение к школе, учителям
и воспитателям упростит ребенку период адаптации.
Совет третий: помогите ребенку привыкнуть к новому режиму
жизни, установить отношения со сверстниками и чувствовать себя уверенно.
Помните: Ваш ребенок будет учиться в школе не так, как
когда-то учились вы. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность
что-то понять или сделать. Старайтесь только положительно оценивать учебу
вашего малыша, даже если вам кажется, что его успехи явно недостаточны.
Живите во имя своего ребенка, проявляйте к нему максимум внимания, переживайте
за каждую неудачу малыша и радуйтесь даже самым маленьким его успехам. Будьте
ему другом, тогда малыш доверит вам самое сокровенное.
Рекомендации родителям по адаптации детей
в начальной школе
1. Изучайте своего ребенка, наблюдая за ним в различных ситуациях, что
поможет лучше узнать своего малыша, те или иные черты его характера.
2. Развивайте двигательную активность ребенка, т.к. выносливый ребенок,
который привык к физическим нагрузкам, переносит адаптацию легче, чем слабый
и малоподвижный ребенок.
3. Не потакайте всем прихотям ребенка, не злоупотребляйте лаской, т.к. это
может привести к упрямству и капризности.
4. Не подавляйте тягу к самостоятельности.
5. Постарайтесь отвечать на все вопросы ребенка, т.к. любознательность в
этом возрасте не знает границ.
6. Научите ребенка самостоятельно справляться с возникающими школьными трудностями.
7. Не нервничайте и не расстраивайтесь из-за неудач ребенка, т.к. он боится
лишний раз огорчить родителей.
8. Учите ребенка дружить с детьми: быть честными, уважать друзей, приглашайте
в свой дом, не допускайте предательства, критикуйте, не унижая, а поддерживая.
Помните, что дружба детства, которая будет поддержана вами, возможно, станет
опорой вашего ребенка во взрослой жизни.
9. «Это заветное желание каждого отца, каждой матери -чтобы детям хотелось
хорошо учиться. Оно имеет своим источником желание принести матери и отцу
радость. А это желание пробуждается в детском сердце лишь тогда, ребенок
уже пережил, испытал радость творения добра для людей. Я глубоко убежден,
что заставить ребенка хорошо учиться можно, побудив его к добрым поступкам
для блага людей, утвердив в его сердце чуткость к окружающему миру, воспитав
способность познавать душевный мир другого человека сердцем.» (Сухомлинский
В.А.)