Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны
с проблемами. Переход учеников из начальной школы— это сложный и ответственный
период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная
жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с
нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются,
и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.
Причины плохой адаптации в 5-м классе:
1.Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все
их учитывать и выполнять.
2. Большой поток информации, незнакомые термины, слова.
3. Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы.
Рекомендации для родителей.
Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие
ребёнка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или
может столкнуться.
Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу,
в котором учится ребёнок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное
общение со своим ребёнком после прошедшего школьного дня.
Не ругайте детей за плохие отметки, тогда они не будут
хитрить и обманывать. Напротив, между вами установятся доверительные отношения.
Недопустимость физических мер воздействия, запугивания,
критики в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек,
сверстников).
Интересуйтесь успеваемостью своего ребенка постоянно, а
не в конце четверти, когда уже поздно исправлять двойку на тройку. Если
ребенок уже пытался вас обмануть, мол, в школе все хорошо, но на поверку
выходило иначе, почаще получайте информацию «из первых рук».
Учитель скажет вам правду.
Учёт темперамента ребёнка в период адаптации к школьному
обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают
к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых
и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
Предоставление ребёнку самостоятельности в учебной работе
и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
Поощрение ребёнка, и не только за учебные успехи. Моральное
стимулирование достижений ребёнка.
Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности
ребёнка.
Никогда не говорите плохо об учителе в присутствии ребенка.
Тем более не выносите поспешных приговоров. Лучше отправиться в школу и
самостоятельно разобраться с проблемной ситуацией. Помните, моральные нормы
в ребенке закладывает не столько школа, сколько семья. Неуважительное отношение
к старшим (будь то незнакомый человек или учитель в школе) – плохая черта.
От неё лучше избавиться уже в детстве.
Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для
целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал
правила,которые могут помочь родителям подготовить ребёнка к самостоятельной
жизни среди своих одноклассников в школе во время адаптационного периода.
Родителям необходимо объяснить эти правила ребёнку и с их помощью готовить
ребёнка к взрослой жизни.
- Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.
- Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.
- Не дерись без причины.
- Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не
стыдно.
- Играй честно, не подводи своих товарищей.
- Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого
ничего не проси.
- Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
- Из-за отметок не плачь, будь гордым.
- С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся.
Старайся всё делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно
у тебя будут.
- Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
- Старайся быть аккуратным.
- Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдём домой.
- Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты — неповторимый для самого
себя, родителей, учителей, друзей!