1. В подростковом возрасте дети начинают оценивать жизнь своих родителей
Подростки, особенно девочки, обсуждают поведение, поступки, внешний вид мам
и пап, учителей, знакомых, и постоянно сравнивают. В какой-то момент результат
этого сопоставления скажется на ваших отношениях с сыном или дочерью. Он может
быть для вас как приятным, так и неприятным. Так что, если не хотите ударить
в грязь лицом, начинайте готовиться к этой оценке как можно раньше.
2. Главное в ваших взаимоотношениях с ребенком – взаимопонимание
Чтобы его установить, вы должны проявлять инициативу и не таить обид. Не следует
как идти на поводу у сиюминутных желаний ребенка, так и всегда противиться
им. Но если вы не можете или не считаете нужным выполнить желание сына или
дочери, нужно объяснить – почему.
И вообще, больше разговаривайте со своими детьми, рассказывайте о своей работе,
обсуждайте с ними их дела, игрушечные или учебные, знайте их интересы и заботы,
друзей и учителей. Дети должны чувствовать, что вы их любите, что в любой
ситуации они могут рассчитывать на ваш совет и помощь.
Поддерживайте уверенность детей в себе, в своих силах, в том, что даже при
определенных недостатках (которые есть у каждого) у них есть свои неоспоримые
достоинства. Стратегия родителей – сформировать у ребенка позицию уверенности:
«Все зависит от меня, во мне – причина неудач или успехов. Я могу добиться
многого и все изменить, если изменю себя».
3. Удивляйте – запомнится!
Тот, кто производит неожиданное и сильное впечатление, становится интересным
и авторитетным.
Что привлекает ребенка во взрослом? Сила – но не насилие. Знания – вспомните,
например, извечные «почему?» у малышей. На какую их долю вы сумели понятно
и полно ответить? Ум – именно в подростковом возрасте появляется возможность
его оценить.
Привлекают также умения – папа умеет кататься на лыжах, чинить телевизор,
водить машину, а мама рисует, готовит вкусные пирожки, рассказывает сказки…
Внешний вид – его в большей мере ценят девочки.
Жизнь родителей, их привычки, взгляды оказывают гораздо большее влияние на
ребенка, чем долгие нравоучительные беседы.
4. Вы хотите, чтобы ваш ребенок был крепким и здоровым?
Тогда научитесь сами и научите его основам знаний о своем организме, о способах
сохранения и укрепления здоровья.
Главное – научить организм справляться с нагрузками, прежде всего физическими,
потому что они тренируют не только мышцы, но и все жизненно важные системы.
Это труд немалый и регулярный, но за то и дается человеку «чувство мышечной
радости», как назвал это ощущение почти сто лет назад великий врач и педагог
П.Ф. Лесгафт. Конечно, физические и любые другие нагрузки должны соответствовать
возрастным возможностям ребенка.
Кстати, только физические упражнения, в том числе и на уроках физкультуры,
могут смягчить вред от многочасового сидения за партой. Так что не спешите
освобождать ребенка от физкультуры. Это не принесет ему даже временного облегчения
в напряженной школьной жизни. Даже если у него есть хроническое заболевание
(и тем более!), ему необходимо заниматься физкультурой, только по специальной
программе.
И совершенно необходимо, чтобы ребенок понимал: счастья без здоровья не бывает.
5. Сколько времени в неделю вы проводите со своими детьми?
Обязательно подумайте, чем будет заниматься ваш ребенок в часы, свободные
от учебы и приготовления уроков. Спортивные секции (не забудьте сами пообщаться
с тренером) не просто займут время, а помогут укрепить здоровье и разовьют
двигательные навыки и умения. В доме детского творчества можно научиться шить,
строить самолеты, писать стихи. Пусть у ребенка будет свобода выбора занятия,
но он должен твердо знать: времени на безделье и скуку у него нет.
6. Берегите здоровье ребенка и свое, научитесь вместе с ним заниматься спортом,
выезжать на отдых, ходить в походы.
Какой восторг испытывает ребенок от обычной сосиски, зажаренной на костре,
от раскрошившегося кусочка черного хлеба, который нашелся в пакете после возвращения
из леса, где вы вместе собирали грибы.
А день, проведенный в гараже вместе с отцом за ремонтом автомобиля, покажется
мальчишке праздником более важным, чем катание в парке на самом «крутом» аттракционе.
Только не пропустите момент, пока это ребенку интересно.
То же самое касается и привычки к домашним делам. Маленькому интересно самому
мыть посуду, чистить картошку, печь с мамой пирог. И это тоже возможность
разговаривать, рассказывать, слушать. Пропустили этот момент – «уберегли»
ребенка, чтобы не пачкал руки, все – помощника лишились навсегда.
7. Желание взрослых избежать разговоров с детьми на некоторые темы
приучает их к мысли, что эти темы запретные
Уклончивая или искаженная информация вызывает у детей необоснованную тревогу.
И в то же время, не надо давать детям ту информацию, о которой они не спрашивают,
с которой пока не могут справиться эмоционально, которую не готовы осмыслить.
Лучший вариант – дать простые и прямые ответы на вопросы детей. Так что и
самим родителям надо всесторонне развиваться – не только в области своей специальности,
но и в области политики, искусства, общей культуры, чтобы быть для детей примером
нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.
8. Не оберегайте подростков излишне от семейных проблем
Как психологических (даже если произошло несчастье, чья-то болезнь или уход
из жизни, – это закаляет душу и делает ее более чуткой), так и материальных
(это учит находить выход).
Подростку необходимы положительные и отрицательные эмоции. Для успешного развития
ребенка полезно изредка отказывать ему в чем-то, ограничивать его желания,
тем самым подготавливая к преодолению подобных ситуаций в будущем. Именно
умение справляться с неприятностями помогает подростку сформироваться как
личности.
Роль взрослого человека состоит прежде всего в том, чтобы помочь ребенку стать
взрослым, то есть научить его противостоять действительности, а не убегать
от нее. Отгораживая ребенка от реального мира, пусть даже с самыми благими
намерениями, родители лишают его возможности приобрести жизненный опыт, найти
свой путь.
9. Если вы уже успели наделать ошибок в воспитании, вам будет труднее,
чем в начале пути
Но если в своем воспитаннике вы выявите хотя бы капельку хорошего и будете
затем опираться на это хорошее в процессе воспитания, то получите ключ к его
душе и достигнете хороших результатов.
Такие простые и емкие советы воспитателям можно встретить в старинных педагогических
руководствах. Мудрые педагоги настойчиво ищут даже в плохо воспитанном человеке
те положительные качества, опираясь на которые можно добиться устойчивых успехов
в формировании всех других.
10. Если вы поняли, что были не правы, пренебрегали мнением сына или
дочери в каких-либо важных для них вопросах, не бойтесь признаться в этом
сначала себе, а потом и ребенку.
И постарайтесь не повторять этой ошибки снова. Доверие потерять легко, а восстанавливать
его долго и трудно.